Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенок старается не быть в центре внимания, не проявляет желаниях знакомиться с другими детьми, прячется за родителей, когда к нему обращаются.

Некоторые дети сильно застенчивы с раннего детства, другие становятся стеснительными позже, после неприятного события (одноклассники посмеялись над ошибкой) или перехода в новую школу.

Иногда застенчивый ребенок просто такой по характеру, и это не нужно менять, но иногда из-за своей застенчивости ребенок начинает отказываться ходить в школу, пропускать праздники или ни с кем не общаться.

В этих случаях ребёнку нужна помощь, потому что в подростковом и взрослом возрасте его проблемы могут усугубиться. Иногда бывает достаточно помощи и внимания родителей, в более сложных случаях стоит обратиться к психологу.

Если родители узнают о том, что тревожит их ребенка, например, это может быть страх опозориться, плохо выступив перед классом, они обычно пытаются разубедить ребёнка,  сказав: «Да вовсе нет, ты выступишь замечательно!».

Но разубеждения не работают, во-первых потому что тревога бывает настолько сильна, что ребенок избегает пугающего события, заболев или пропустив урок, а во-вторых потому что разубеждение не лишает провал вероятности, и ребёнок думает, что если он не произошел в этот раз, то может произойти в следующий.

Стоит отличать застенчивость, интровертированность и социофобию. Застенчивость — постоянное свойство характера, не вызывающее чрезмерно сильных чувств в ситуациях общения и не приводящее к избеганию таких ситуаций. Интроверт предпочитает тихие занятия оживленному общению, но он находит друзей, не испытывает сильной тревоги при выступлениях на публике и не избегает мероприятий.

Если ваш ребенок выраженно избегает ситуаций общения и испытывает сильный дистресс (его тошнит, перед серьезными событиями у него болит голова или живот, он грызет ногти, краснеет, теряет дар речи), то у него, скорее всего, социофобия, и лучше всего обратиться за помощью к психологу.

Советы для родителей застенчивого ребенка

1. Научитесь определять первые видимые признаки социальной тревоги у вашего ребенка, чтобы вовремя ему помочь и не допустить полного развертывания тревожной реакции.

2. Говорите ребёнку о том, что вызвало его беспокойство, чтобы он научился связывать свои чувства и телесные ощущения и события, которые их вызвали.

3. Помогите ребёнку найти слова, чтобы он мог сообщать о своих чувствах и потребностях другим людям, например, вам или учителю.

4. Подскажите ребёнку простое действие, которое поможет ему разрешить проблему. Часто дети сами предлагают решения, им лишь нужен внимательный взрослый слушатель, который подтвердит правильность их выводов.

В результате этих действий ребенок будет чувствовать себя более уверенно в ситуациях общения.