Совместное решение проблем

Совместное решение проблем
Совместное решение проблем

Совместное решение проблем — это метод совладания со сложными ситуациями в воспитании ребенка, при котором ребенок участвует в обсуждении проблем и принятии совместного решения по их устранению.

Многие родители считают, что не следует обсуждать с ребенком свои решения, однако совместное решение проблем — это весьма эффективный способ, которые позволяет добиться желаемого результата при плохом поведении ребенка, снижает вероятность истерик и развивает у ребенка навыки самоконтроля.

Если у ребенка наблюдаются какие-то регулярные проблемы, нужно пронаблюдать, в каких ситуациях это происходит. Например, ваш ребенок всегда плачет и кричит, когда вы говорите ему, что настало время спать или перестать смотреть мультики. В таких случаях стоит применять метод «совместное решение проблем» не в самой проблемной ситуации, когда ребенок в истерике и мало что соображает, а заранее.

Совместное обсуждение проблем с ребенком состоит из трех этапов:

1) принятие его чувств по поводу проблемной ситуации;

2) обозначение проблемы;

3) приглашение к обсуждению.

 О первом этапе читайте в статье «Принятие чувств».

На втором этапе родители говорят ребенку, в чем они видят проблему. Родители обычно говорят о решении проблемы, которое они видят, из-за этого ребенок и оказывается выключен из процесса принятия решения. Второй этап не сработает без первого, без принятия чувств ребенка. Сначала ребенок должен получить вашу поддержку и немного успокоиться.

Часто разговор с ребенком о проблемной ситуации происходит так: «Я не хочу чистить зубы!» — «Ничего не поделаешь, зубы чистить нужно». Ребенок упрямится или подчиняется и злится, устраивая скандалы каждый раз перед тем, как нужно почистить зубы.

Осуществление в этой ситуации первых двух пунктов может выглядеть так: «Я не хочу есть кашу!» — «Ты не хочешь есть кашу» — «Да!» — «Я вижу, что ты не хочешь ее есть, однако если ты не будешь ее есть, то проголодаешься до обеда». Так ребенок видит, что взрослый не пытается заставить его съесть кашу, а видит проблему в ближайшем будущем — ребенок проголодается — и хочет ее как-то решить.

На третьем этапе взрослый и ребенок совместно обсуждают различные варианты решений проблемы. Взрослый говорит ребенку: «Давай подумаем, как можно решить эту проблему» или «Давай придумаем, что нам с этим делать».  Затем взрослый спрашивает, какие идеи есть у ребенка. Это не означает, что родитель перекладывает ответственность на ребенка, ведь даже в этом случае взрослый принимает окончательное решение.

Важно иметь в виду, что совместное решение проблем не предполагает критику всех предложений ребенка, чтобы он сам согласился с тем, чего хочет взрослый. Ребенок быстро поймет, что это обман, и не будет сотрудничать.

Родителю действительно стоит рассматривать приемлемость каждого предложения ребенка и в том случае, когда он видит существенные трудности в таком решении, говорить ребенку о них, чтобы он предложил, как их можно избежать.

Если предложение ребенка вполне реалистично и приемлемо, то стоит его принять, даже если это не то, чего изначально хотел родитель. Когда родитель идет на уступки, принимая во внимание разумные аргументы, он тем самым подает ребенку пример такого поведения.

Совместное решение проблем помогает ребенку увидеть, его мнение уважается, и тогда его самооценка и уважение к себе повышаются, навыки решения проблем улучшаются, вырабатывается умение предвидеть следствия разных решений и принимать во внимание интересы нескольких людей, а не только его собственные.

P.S. Если вам интересны статьи по детской психологии и ответы психолога на вопросы по детским проблемам, подпишитесь на новые записи нашего сайта.