Самооценка подростка

Самооценка подростка
Самооценка подростка

Самооценка подростка часто бывает неустойчивой или заниженной. В подростковом периоде ребенок впервые делает самостоятельные попытки сравнивать себя с другими людьми и формирует образ себя.

Подросток делает первые попытки понять себя, свои возможности и личностные особенности, чем он отличается от других людей и в чем похож на них. Он ищет критерии для сравнения себя с другими, делает первые попытки самоанализа, но у него не хватает опыта и аналитических возможностей, чтобы найти для себя надежные критерии оценка своей личности.

Самооценка подростка связана со сравнением себя со своим идеальным образом. Как только какая-то отдельная черта признается им несоответствующей этому образу, самооценка падает. Подросток оценивает себя с максималистских позиций — все или ничего. Либо он соответствует идеальному образу себя целиком и полностью, либо нет, и тогда он оценивает себя исключительно негативно.

Переживая недовольство собой, подросток обычно надеется на улучшение, вот почему в этот период он начинает интересоваться литературой по психологии и самовоспитанию.

Подростку становится очень важно, что думают о нем окружающие, и взрослые, и сверстники. Он еще не самостоятелен в вопросе своей самооценки. Сначала он смотрит на себя преимущественно снаружи, глазами других людей и лишь потом переходит к оценке себя изнутри. Если подростку не удается наладить хороших взаимоотношений со сверстниками, то он начинает оценивать себя негативно и страдает от этого.

Если взрослые захваливают подростка, у него возникает конфликт между завышенной самооценкой и неуверенностью в себе, возникающей в среде сверстников, которые не подтверждают его высокого мнения о себе.

Если родители часто выражают разочарование в ребенке и его успехах, то он и сам бывает склонен не замечать своих успехов и приписывать их случайному везению. Так подросток поддерживает стабильность самооценки, поскольку ему легче быть о себе нелестного, но постоянного мнения, чем колебаться, не понимая, на чем основывать оценку своих достижений.

В работе психолога с самооценкой подростка упор обычно делается на помощи в приобретении нужных навыков, которые позволят подростку добиваться успеха в разных областях, а также в создании надежных внутренних критериев самооценки. Важно научить подростка говорить о себе и своих переживаниях, судить о своих реальных возможностях и обращать внимание на свои достижения и сильные стороны.