Психология детского рисунка

Психология детского рисунка
Психология детского рисунка

Психология детского рисунка учит тому, что рисунки детей — не просто красивая картинка, радующая родителей. Это результат умственных усилий по освоению мира. Рисуя, ребенок вырабатывает свою картину мира, создает ее из небытия.

До того, как малыш нарисовал семью, он мог и не задумываться над перечислением, из кого эта семья состоит. Стоит ли включать в нее бабушку, воспитателя в детском саду или сестричку? Рисуя комнату, он должен задуматься над тем, что в ней находится, возможно, в первый раз в жизни. Как нарисовать врача, чтобы было понятно, что это врач? Определяя, что будет нарисовано, ребенок формирует свое абстрактное мышление, уточняет понятия. То, чего ребенок еще не нарисовал, может и не быть в его голове, а после — уже есть.

Только у детей рисование является процессом освоения мира. Взрослый человек рисует то, что видит, или то, что воображает, но это всегда результат уже освоенной техники и уже развитого воображения. Ребенок же развивается в процессе рисования, которое является своего рода учебной деятельностью для него.

Один из подходов к пониманию психологии детского рисунка состоит в том, что его можно анализировать, чтобы получить информацию о том, что ребенок чувствует, что его беспокоит. Есть книги, в которых перечисляются элементы детских рисунков, говорящие об определенных проблемах или раскрывающие то, что происходит с ребенком и о чем он не говорит. Анализ детских рисунков помогает провести диагностику психологических проблем, но к сожалению, не дает ключей к их преодолению.

Другой подход состоит в том, чтобы помогать ребенку меняться с помощью рисунка. С точки зрения этого подхода, в рисунке ребенок не только показывает, что его беспокоит, он еще и справляется с этим. Если он охвачен тревогой, он может нарисовать, как герой спасает людей или как скорая помощь увозит человека в больницу, а там врачи спасают ему жизнь. И тут он, как творец нарисованного мира, управляет ситуацией и решает ее наилучшим образом. Это снижает тревогу, придает веру в себя и возможность контролировать сложные события. Нам, взрослым, кажется, что это иллюзия, но для детей это единственная реальная возможность обрести контроль над своей жизнью.

В рисунке ребенок может также выразить свою злость на кого-то из окружающих. Взрослые часто очень резко реагируют на проявления злости в свой собственный адрес или в адрес младших братьев и сестер. Детей учат, что злость нельзя выражать, но не учат, что с ней делать. Эмоции не могут просто сидеть внутри, они должны найти выход, и лучше предложить ребенку такой выход эмоций, который не может никого ранить, но тем не менее позволяет разрядить накопившееся раздражение. Рисунок предоставляет такую возможность.

Обычно злость выражается использованием красного или черного цветов, интенсивным нажимом и закрашиванием рисунка каким-то другим цветом. Выражая злость в рисунке, ребенок не станет агрессивным, наоборот, он станет спокойнее, если сможет выпустить всю накопившуюся злость на бумагу.

Еще одним фактором, помогающим ребенку справляться с проблемами в помощью рисунка, является присутствие рядом взрослого человека. Взрослые часто пытаются управлять тем, что делает ребенок, чтобы научить его чему-то новому, и тем самым лишают его возможности научиться управлять своей деятельностью самому. Изучение психологии детского рисунка показывает, что если просто сидеть рядом, внимательно наблюдать процесс рисования и выражать положительное отношение к тому, что ребенок делает, это не только насыщает ребенка вниманием взрослого, которое ему необходимо, но и придает ему уверенности в себе и положительно влияет на его самооценку.