Принятие чувств

Принятие чувств
Принятие чувств

Принятие чувств означает согласие с тем, что ребенок имеет право чувствовать то, что чувствует, что вы сочувствуете ему в том, что он испытывает, не сердитесь на него и не игнорируете его чувства.

Когда ребенок слышит, что вы понимаете то, что он чувствует, он успокаивается и расслабляется. Такое принятие дает ему необходимую поддержку, чтобы осваивать новые навыки и развивать самоконтроль в сложных для него ситуациях.

Принятие чувств может выглядеть как их обозначение, например, когда ребенок кричит: «Я никогда не буду есть эту противную кашу!» можно сказать: «Тебя злит, что тебе приходится есть гречневую кашу, а ты ее не любишь». Или: «Ты не хочешь больше есть эту противную кашу».

При этом хорошо бы представить себе, что может чувствовать человек, которого заставляют есть то, что ему совсем не нравится. Наверное, это будет злость или даже отчаяние. Когда представляешь себе чувства другого человека, то испытываешь сочувствие, которое слышно в голове и видно по выражению лица. Это сочувствие — и есть то, что успокаивает ребенка.

Многие родители отключают способность сочувствовать ребенку, поскольку считают, что им нужно заставлять его заниматься многими неприятными и неинтересными вещами (делать уроки, зарядку, чистить зубы, ходить к врачу), и думают, что если они будут при этом сочувствовать ребенку, то заставлять его будет намного труднее.

Однако принятие чувств ребенка облегчает многие задачи. Иногда одного только сочувствия и признания того, что ребенок может злиться в такой ситуации, побуждают ребенка сделать то, на чем настаивает родитель, потому что дает ему необходимую поддержку и придает сил.

Принятие чувств также помогает ребенку лучше понимать себя. Взрослые дают названия тем чувствам, которые испытывает ребенок и связывают их с определенными событиями. Иногда ребенку ясно, почему он злится (не хочет делать уроки, например), а иногда причина его плохого настроения отстоит дальше по времени и поэтому он может не понимать, что с ним.

Если родители наблюдают за ребенком и обозначают для него, чем вызваны его чувства и как они называются, ребенку становится легче переживать разные состояния, он лучше в них ориентируется и может сосредоточиться на решении проблемы, а не на ее следствиях.