Подростковый кризис

Подростковый кризис
Подростковый кризис

Подростковый возраст относится к одному из критических периодов в жизни человека. Подростковый кризис обычно связан с непослушанием, не соблюдением норм, вызывающим поведением, раздражительностью, грубостью и неуважением к старшим.

Подросток нарушает семейные правила, отчего взрослые обычно усиливают запреты и воспитательное воздействие на него. В ответ на давление родителей подросток отстаивает свою независимость и право самому определять свою жизнь. Такое поведение обычно приводит к конфликтам между родителями и подростком и является самым сложным в подростковом кризисе для родителей.

Для самого ребенка подростковый кризис тоже очень сложен, так как он пока не знает, как решить навалившиеся на него проблемы. С одной стороны, он чувствует, что он имеет те же права, что и взрослые члены семьи, с другой стороны, часто чувствует себя неуверенным из-за недостатка жизненного опыта и неспособности аргументировать свое мнение.

Самооценка подростка неустойчива, так как он все еще опирается на идеальный образ себя, но уже начинает критически его оценивать, а для адекватной самооценки подростку не хватает жизненного опыта и социальной зрелости. Общение со сверстниками приобретает в этот период большую значимость, и если там не все гладко, то это может быть причиной развития тревожности или даже депрессии у подростка.

Если подростковый кризис проходит почти незаметно и подросток не отстаивает себя в отношениях с родителями, то в дальнейшем ему предстоит более трудный период отделения от них в 17-18 лет или зависимая, детская позиция во взрослых отношениях. Вот почему так важно не подавлять попытки подростка отстоять свою самостоятельность, а лишь показывать ему более социально приемлемые способы выражать и защищать свое мнение.

Во время подросткового кризиса ребенок учится отстаивать себя в безопасных условиях родительской семьи. В этом самоутверждении формируется его уверенность в себе в межличностных отношениях. От родителей в этот период требуется менять свои привычные методы воздействия на своего ребенка и начинать принимать во внимание его мнение, которое может теперь сильно отличатся от их собственного и поэтому вызывать сопротивление.

См. также статью «Кризис подросткового возраста«.