Лечение аутизма

Лечение аутизма
Лечение аутизма

Лечение аутизма заключается в поведенческой и образовательной адаптации ребенка. Аутизм нельзя вылечить полностью, так как он вызван биологическими причинами, но можно значительно улучшить жизнь аутичного ребенка.

Примерно у 10% детей можно добиться такого прогресса в поведении и научении социальным навыкам, что они почти не будут выделяться из общей массы. Еще 20% процентов будут выделяться своими специфическим поведением, но все же смогут вести самостоятельную жизнь и получить образование. Большинство детей, около 70%, всегда будут нуждаться в помощи, так как аутизм у них связан с разной степенью умственной отсталости.

Степень прогресса в лечении аутизма зависит от степени нарушения вербальных и коммуникативных навыков ребенка. Тесты на интеллект, в особенности вербальный, помогают еще в раннем возрасте предсказать, какого прогресса в лечении аутизма можно достичь с данным ребенком. Наиболее неблагоприятный прогноз у тех детей, кто не начал говорить до 5 лет.

Лечение аутизма в работе с детьми с глубокими нарушениями направлено на то, чтобы они овладели навыками самообслуживания и речью в достаточной степени, чтобы обращаться к другим людям с просьбами.

В лечении аутизма у детей с высоким уровнем социального функционирования важно, когда начинается работа с ним. Важно начать лечение аутизма как можно раньше, так как чем лучше ребенок будет подготовлен к поступлению в школу, тем большего прогресса сможет достигнуть в дальнейшем обучении.

К лечению аутизма привлекаются родители, которые делают с детьми упражнения дома, с разными учебными пособиями. В некоторых подходах детям обещается вознаграждение за обращение, произнесение слов или указывание на желаемый предмет.

Методы, применяемые в лечении аутизма:

- обучение установлению контакта;

- устранение самотравмирующего поведения;

- обучение подражанию;

- обучение выражение и распознавание эмоций;

- социальные игры со сверстниками;

- речевое оперантное обуславливание;

- экспрессивное и рецептивное обозначение;

- обучение языку жестов;

- консультирование родителей и обучение их домашней терапии;

- программы раннего вмешательства.

Медикаментозное лечение при аутизме не эффективно, так как не может научить ребенка общаться или обслуживать себя.

Аутичным детям трудно применять полученные навыки к новым ситуациям, поэтому и этому их нужно обучать.

Начальный этап лечения аутизма.

Прежде всего нужно установить контакт с ребенком, и это отдельная терапевтическая задача. Есть целый ряд процедур, который облегчает для ребенка контакт с терапевтом. На этом этапе нужно найти подходящие для этого ребенка формы поощрения за выполнение заданий.

Детям предстоит научиться выполнять указания терапевта, сидеть на стуле, реагировать на зов. При этом используется тренинг дискретных проб, направленный на формирование у ребенка определенной реакции на предъявление стимула. Тренинг использования естественно возникающих возможностей также помогает подготовить ребенка к эффективному взаимодействию.

Прерывание самодеструктивного поведения очень важно, так как аутичные дети часто выражают эмоции, кидаясь предметами, падая на пол и ударяя или царапая самого себя. Для этого используется ряд процедур, в том числе соревновательные действия, игнорирование и мягкие формы наказания.

Чтобы научить ребенка адекватным формам социального взаимодействия используются игры или занятия, интересные ребенку. Его учат выражать эмоции, показывают вербальные и невербальные способы выражения эмоций.

В лечении аутизма применяются игры с детьми того же возраста, здоровыми или с незначительными нарушениями. Ребенка учат дожидаться очереди, участвовать в играх с использованием воображения, поддерживать контакт, делиться игрушками.

Методом речевого оперантного обуславливания детей учат вокализации, имитации произношению звуков, выражению желаний. Основной задачей при этом является научить детей сообщать о своих потребностях, влиять на других людей и использовать речь в повседневных ситуациях.

Программы раннего вмешательства применяются в 3-4 летнем возрасте или даже раньше. Работа с ребенком проводится в течение 15-40 часов в неделю в индивидуальном порядке. Главное внимания уделяется развитию речи, символической игре, речевой имитации и социальным взаимодействиям.

На ранних этапах лечения обстановка, в которой проводится работа, должна быть максимально стабильной и спокойной, однако постепенно она все больше приближается к реальной, чтобы научить ребенка спонтанно реагировать на изменения.

Самыми эффективными на сегодняшний день методами в работе с аутизмом считаются прикладной анализ поведения (ABA) и игровая терапия.