Игровая терапия

slider-1
Игровая терапия

Игровая терапия — это метод психотерапии, основанный на главной познавательной деятельности ребенка — игре.

В процессе игровой психотерапии дети устанавливают доверительные отношения с терапевтом и это помогает им выразить, исследовать и понять собственные трудности и болезненные переживания. Они находят более здоровые способы коммуникации и учатся выражать свои чувства социально приемлемыми способами.

Родоначальником игровой терапии с детьми являются Вирджиния Экслайн («Игровая терапия», 1947, 1969) и Гэрри Лэндрет («Игровая терапия: искусство отношений», 1969).

Игра ребенка — это его способ расти и развиваться. В игре дети осваивают социальные роли, совместную деятельность, проигрывают различные социальные ситуации, принимают решения, решают проблемы и учатся друг у друга.

В последнее время взрослые все чаще пытаются структурировать и руководить детской игрой, используя ее, чтобы научить ребенка чему-то полезному в их представлении, перегружают его расписание. В то время как у свободной игры, которую придумывает и контролирует сам ребенок, есть очень важные функции.

Игровая терапия позволяет помогать ребенку в избавлении от психологических проблем, используя его детский язык — игру. Ребенок чаще всего не может сказать, что его беспокоит, поэтому методы работы, эффективные со взрослыми, с детьми малоэффективны. В игре ребенок может свободно выразить свои чувства, страхи, беспокойства и желания.

В игре ребенок работает над своими проблемами и преодолевает их. В присутствии взрослого человека, который благожелателен, сосредоточен только на ребенке и не пытается руководить его игрой, ребенок может проиграть различные способы решения своей проблемы, не боясь наказания и чувствуя эмоциональную защищенность, которая придает ему сил для исследования внешнего и внутреннего мира и применения креативных способов решить свои проблемы.

В игре ребенок может почувствовать себя сильным и способным контролировать происходящее, что редко получается в реальной жизни. В основном детей учат менять свое поведение, чтобы соответствовать социальным нормам. Большую часть времени, в школе и дома, ребенок соблюдает взрослые нормы. Поэтому для него бывает полезно самому устанавливать правила в игре и смотреть, что из этого получается. В игре ребенок учится справляться со своими импульсами и чувствами.

Психолог является ключевым компонентом игровой терапии. Хотя одиночная игра и терапевтична сама по себе, игра в присутствии детского психолога дает возможность для ощущения надежности, принятия чувств, разъяснения и инсайта. Когда детский психолог представляет ребенку самостоятельный выбор игрушек в игровой комнате, он тем самым демонстрирует веру в его мнение и способности. Многие родители задумываются над тем, что могло бы повысить самооценку их ребенка, однако слова похвалы не всегда оказывают такой же благотворный эффект, как действия, которые сами по себе показывают высокое мнение взрослого о ребенке и его способностях и возможностях.