Игротерапия

Игротерапия
Игротерапия

Игротерапия основана на естественном средстве самовыражения детей — игре. В игротерапии дети «проигрывают» проблемы так же, как взрослые проговаривают их в процессе психотерапии. В игре у ребенка есть возможность выразить накопленные чувства, напряжение, фрустрацию, агрессию и страх. Проигрывая эти чувства, ребенок выражает их вовне, осознает, что они у него есть, учится с ними справляться.

Игротерапия бывает директивной (когда психолог предлагает ребенку игры, которые могут помочь решить его проблемы) и недирективной, когда выбор игры остается за ребенком. Недирективная игровая терапия основана на гуманистическом подходе, согласно которому в человеке заложено естественное стремление к развитию и росту, и нужна только благоприятная почва для того, чтобы мешающие росту проблемы были преодолены. В игровой психотерапии такой благодатной почвой является безусловное принятие любых чувств ребенка игровым терапевтом.

Иногда родители говорят: «Но ведь ребенок играет и дома! В чем смысл его игры у детского психолога?» Дело в том, что для корректирующего эффекта игры ребенку очень важно присутствие взрослого человека, сосредоточенного на его игре и благожелательно реагирующего на все проявления чувств ребенка, который очень внимательно следить за реакцией взрослого человека на его действия.

Родители обычно заняты тем, чтобы воспитывать ребенка, поэтому они часто корректируют его действия или выражают свое негативное отношение к нежелательным действиям или эмоциями ребенка. Да и молча наблюдать за игрой ребенка не у многих хватает терпения.

Взрослые обычно стараются «развивать» ребенка в игре, направляя его. Однако для развития уверенности в себе ребенку нужно, чтобы ему давали возможность выбирать игры самому, так как в этом проявляется доверие взрослого к выбору ребенка. Вот почему наблюдение за игрой ребенка и проявление принятия его чувств проще доверить профессионалу.

В игротерапии самый значимый человек — ребенок. Он делает выбор, командует ходом игры, никто не говорит ему, что делать, не критикует, не подгоняет. В игровой комнате ребенок чувствует, что может полностью выразить себя, проверить свои идеи, что ему не нужно бороться или выигрывать в соперничестве с сиблингами.

В игротерапии ребенок чувствует большую свободу для самореализации и пользуется ею. Внутри каждого человека есть стремление к росту и развитию, которое разворачивается в благоприятных условиях. В игровой комнате, благодаря возможности выбора и принимающему присутствию взрослого, полностью сосредоточенного на ребенке, создаются благоприятные условия для преодоления сложившихся неудачных паттернов поведения ребенка.