Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром
Гипердинамический синдром

Гипердинамический синдром — проявление минимальной мозговой дисфункции. Гипердинамический синдром выражается в дефиците внимания и гиперактивности, и диагностируется, по разным данным, у каждого 5 — 10 ребенка. У мальчиков такое расстройство встречается в 5-6 раз чаще, чем у девочек.

Отчего он возникает? Мозг ребенка в пренатальный период или после рождения подвергся какому-то травматическому воздействию, из-за чего часть нервных клеток мозга не функционирует. Сразу же после травмы другие клетки мозга берут на себя функции плохо функционирующих клеток, но этот процесс занимает длительное время. Полностью компенсация заканчивается только к 14-15 годам.

До этого возраста ребенок вынужден тратить энергию и на нормальный процесс развития, и на компенсацию минимальной мозговой дисфункции. Вот почему ему труднее концентрироваться и развиваться, чем детям без гипердинамического синдрома. Чем большему количеству стрессов подвергается ребенок, тем большей нагрузке подвергается его нервная система.

Гипердинамический ребенок выделяется среди сверстников чрезмерной бестолковой подвижностью. Обычно он отличается подвижностью уже с пеленок. Его нельзя оставить на пеленальном столе, он выпутывается из пеленок. Такой ребенок может кричать всю ночь, у него наблюдаются нарушения сна.

С гипердинамическими детьми часто случаются неприятные инциденты: они отовсюду падает, роняют на себя тяжелые предметы, опрокидывают на себя горячие кастрюли. Говорить они часто начинают раньше сверстников, но произносят слова так быстро, что они никому непонятны, так как не выговаривают половину звуков.

Дети с гипердинамическим синдромом не делают выводов из своих ошибок: упав с какого-то предмета, они могут завтра снова на него залезть. Им трудно сопротивляться искушению, даже если они знают по опыту, что все это плохо для них закончится. Они часто теряются, убегают от родителей, ведомые каким-то интересом.

Они часто выглядят для взрослых эгоистичными, потому что не считаются с другими людьми, однако нужно понимать, что оценка эмоционального состояния других людей — сложная задача, и у гипердинамических детей просто не хватает на это внимания. Чтобы помочь им в этом, нужно каждый раз говорить о том, что вы чувствуете и почему.

Люди, окружающие такого ребенка, почти всегда думают, что он может измениться, если как следует постарается и возьмет себя в руки. Но это не так. Гипердинамический ребенок часто старается сделать все правильно, но у него ничего не получается. От этого его самооценка падает, отчего его трудности только усугубляются. Чем больше такого ребенка ругают, тем в большем стрессе он живет, и тем хуже у него дела.

Из-за этого ребенок может смириться со своим статусом хулигана, попасть в дурную компанию, заниматься различными проделками или принимать наркотики. Или поверить в то, что он тупой и неправильный и перестать стараться что-либо делать, начать болеть и прогуливать школу.

Существует несколько подходов к лечению гиперактивности. Одни врачи настаивают на медикаментозном лечении (обычно прописываются ноотропил, пантогам, феназепам и диазепам). Другие понимают, что лекарственная терапия недостаточно эффективна и должна быть непрерывной (как только прекращается прием препаратов, симптомы возвращаются). Еще один способ лечения — биологическая обратная связь (следя за своей электроэнцефалограммой ребенок может изменять активность своего мозга).

Детская психотерапия является одним из способов лечения гипердинамического синдрома. Психолог может помочь ребенку повысить самооценку, поверить в свои силы (отчего стресс снижается, и сил на изменение поведения остается больше), освоить недостающие навыки в общении и развиваться в своем темпе, в атмосфере принятия, а не критики.

P.S. Если вам интересны статьи по детской психологии и ответы психолога на вопросы по детским проблемам, подпишитесь на новые записи нашего сайта.