Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей
Гиперактивность у детей

Гиперактивность у детей связана с нарушениями функционирования мозга, однако она вызывается не только биологическими, но и внешними факторами.

В возникновении гиперактивности у детей большую роль играет наследственность, ею объясняется примерно половина случаев. Если мужчина страдает гиперактивностью, то примерно треть его детей тоже будут гиперактивными.

Другой фактор возникновения гиперактивности у детей — сложное протекание беременности и родов, маленький вес новорожденного, травмы и болезни в раннем возрасте. Матери гиперактивных детей чаще других курили и употребляли алкоголь во время беременности.

Схема развития расстройства следующая: вследствие нейробиологических особенностей гиперактивных детей у них возникают когнитивные и поведенческие проблемы, которые в дальнейшем приводят к возникновению других проблем, например, в социализации. Депрессия и тревожность, связанные с отторжением окружающих и с низкой самооценкой ребенка, у которого не получается ничего сделать правильно, в свою очередь приводят к злоупотреблению алкоголем или наркотиками, низкой мотивации к достижениям и социальной дезадаптации.

Исследования не выявили исключительного влияния семьи на появление этого расстройства, однако примерно на 15% случаев появления симптомов гиперактивности у детей существенно повлияла обстановка в семье. У детей, предрасположенных к СДВГ, частые конфликты в семье приводили к возникновению симптомов гиперактивности. Фактором риска для усиления симптомов СДВГ является характер родителя: несдержанность родителя приводит к возникновению симптомов гиперактивности у ребенка.

Обстановка в семье часто ухудшается из-за поведения гиперактивного ребенка, и в дальнейшем, не являясь причиной расстройства, она способствует усилению симптомов и сопутствующих проблем.

Из-за гиперактивности у детей развивается тревожность, депрессия и низкая самооценка. Их жизнь довольно тяжела, ведь они отовсюду слышат критику, на них постоянно раздражаются, и сами они видят, что не могут выполнить хорошо ни одного задания. Многие прикладывают усилия, чтобы скрыть от окружающих свое расстройство, поскольку то, что они отличаются от других детей, заставляет их стыдиться себя.

Важно научить ребенка справляться с эмоциями, развивать свои сильные качества. Обсуждение проблем, возникающих в отношениях со сверстниками, и возможных способах выхода из различных ситуаций повышает самооценку ребенка и его веру в себя. Часть работы по адаптации ребенка к своим особенностям родители могут проделать сами, часть можно доверить психологу, работающему с гиперактивностью у детей.

 P.S. Если вам интересны статьи по детской психологии и ответы психолога на вопросы по детским проблемам, подпишитесь на новые записи нашего сайта.