Детские кошмары

Детские кошмары
Детские кошмары

Детские кошмары расстраивают детей и родителей и часто приводят к тому, что ребенок боится спать один или засыпать в темноте.

В детской психотерапии есть разные способы работы с детскими кошмарами, в том числе осознание послания о негативных чувствах или о возможном решении проблемы.

При работе детского психолога с кошмарами ребенку объясняют, что сон — это такое закодированное послание, в котором он что-то передал самому себе, и спрашивают, что бы это могло быть. Ребенок обычно предлагает несколько версий, а психолог говорит ему о том, что послание не всегда понимается человеком с первого раза, вот почему один и тот же сон снится много раз. Такое объяснение снижает тревогу ребенка по поводу его ночных кошмаров.

С подростками поиск закодированного послания может быть единственным необходимым вмешательством. С более младшими детьми (до 10 лет) поиск этого послания — лишь часть решения, так как задача психотерапии в данном случае состоит в том, чтобы помочь ребенку получить хотя бы относительный контроль над ужасными ночными кошмарами.

Часть напряжения снимается мыслью о том, что из страшного сообщения вполне может следовать что-то хорошее. Сказав об этом, психолог предлагает ребенку подумать о способах, которыми он мог бы себе помочь.

Один из невероятных, но работающих способов является объяснение ребенку, что страшный сон похож на программу по телевизору, где снова и снова крутят один и тот же ужастик. Все, что нужно сделать, это переключить канал, начав смотреть что-то по своему выбору, например, программу про путешествие к морю, о футболе или гонках на автомобиле. Иногда ребенок встречает такое сообщение с недоверием, но в следующий раз оказывается, что способ сработал.

Другой способ контролировать детские кошмары — рисование снов. Рисунок сна усиливает способность ребенка контролировать свои сны и позволяет продолжить процесс исследования проблемы уже в рисунке.

Еще один способ избавиться от кошмаров ребенка — рассказать сны с точки зрения других участников сна: чудовищ, защитников или даже предметов. С точки зрения гештальт-терапии все предметы во сне — части личности человека, которые он не принимает и проецирует в другие объекты или людей.

Рассказывание сна от лица других персонажей помогает присвоить отрицаемые черты или намерения и таким образом расшифровать послание сна. После того, как послание сна понимается, он перестает сниться. Детям очень нравится это упражнение, как и все, что пробуждает фантазию.

Классификация детских кошмаров Патрисии Гарфилд

1. Кошмары с темами преследования или нападения.

В этих снах ребенку снится, что он пойман, ему нанесен вред, он съеден или убит.

2. Детские кошмары с ощущением присутствия чего-то страшного.

Спящему ничего не угрожает явно, но присутствует ощущение, что покойники, монстры, призраки находятся где-то поблизости.

3. Кошмары, в которых ущерб наносится вещам, принадлежащим ребенку.

Одежда, вещи, дом или школьные принадлежности ребенка украдены, поломаны или потеряны.

4. Страшные сны, в которых ребенок потерялся, сопровождающиеся чувством глубокого отчаяния.

5. Сны о фрустрации, в которых ребенок сталкивается с непреодолимым препятствием.

6. Сны о парализации.

В этих кошмарах ребенку снится, что он пойман в ловушку и не может убежать из нее, не способен кричать или пошевелиться.

7. Сны с тревогой о собственной компетенции.

В детских кошмарах такая тревога проявляется во множестве вариантов: это может быть неспособность найти нужную комнату, внезапное понимание, что ребенок забыл все, что учил, страх, что одноклассники не примут в друзья.

8. Кошмары о бедствиях.

Это могут быть сны о пожарах, войнах, наводнениях или землетрясениях.

9. Сны о том, что ребенок голый или полуодетый и находится в публичном месте, сопровождающиеся переживанием сильного стыда.

10. Сны о похищении.

Ребенку снится кошмар о том,  что его или другого ребенка похитили или пытались похитить.