Детская тревожность

Детская тревожность
Детская тревожность

Детская тревожность может принимать различные формы, например, следование по пятам за родителями, куда бы они ни шли, из-за страха разлуки с ними; отказ ребенка от общения из-за страха, что думают о нем другие дети; паническое расстройство (сильные физические симптомы страха в неопасных ситуациях).

Тревожное расстройство — очень распространенное заболевание, но из-за того, что оно не причиняет сильного беспокойства окружающим, как, например, гиперактивность или агрессивность, детская тревожность часто остается нераспознанной. Многие тревожные дети не избавляются от тревоги ни в подростковом возрасте, ни во взрослом.

Тревога — эмоциональное состояние, для которого характерен негативный аффект, физические проявления (например, мышечное напряжение) и мысли о грозящей опасности или неудаче.

Тревога является нормальным адаптивным механизмом, предупреждающим о реальной опасности или побуждающим лучше подготовиться к предстоящему событию. Но если тревожность у ребенка проявляется слишком часто, она мешает ему сосредотачиваться на повседневных делах и общении, истощает его силы и мешает социализации и учебе.

В этом случае речь может идти о тревожном расстройстве, которое может принимать разные формы. Одни дети тревожатся по любому случаю (генерализованное тревожное расстройство), другие — только в ситуациях общения (социофобия), третьи при волнении испытывают сильные физические проявления страха (паническое расстройство). Иногда детская тревожность является последствием травматического события, такого как авария или насилие.

Нормальная реакция на тревогу — борьба или бегство. Если ребенок считает, что не может справиться с воображаемой угрозой, он может начать избегать ситуаций, когда она может возникнуть. Например, если ребенок боится быть высмеянным одноклассниками у доски, он может начать прогуливать школу в те дни, когда его могут вызвать.

Избегание уменьшает тревогу на какое-то время, но она все равно сохраняется. Однако уменьшение тревоги вызывает временное облегчение, поэтому у ребенка может закрепиться паттерн избегания сложных ситуаций.

Ребенок видит, что окружающие его люди не боятся того же, чего боится он, и начинает думать, что это с ним что-то не так, или сосредотачивается на поиске опасности, раз уж он ее чувствует. Детская тревожность может способствовать низкой самооценке, выражающейся с мыслях ребенка о том, что он глупый и что все будут над ним смеяться.

Одной из форм тревожного расстройства является обсессивно-компульсивное расстройство, выражающееся в выполнении различных сложных ритуалов. Примером может служить мытье рук по 10 раз за день или группировка всех предметов в группы по 4.

Ритуалы нормальны для детей младшего возраста, они позволяют им контролировать и упорядочивать окружающую среду. Это могут быть поцелуи на ночь или приветствие взрослых в определенном порядке. У тревожных детей ритуалы служат защитой от неприятностей, которые могут наступить, если ритуал будет нарушен. В этом случае ритуалы служат для уменьшения тревоги, которая тем не менее не исчезает.

При страхе разлуки детская тревожность может проявляться в сильном беспокойство при разлуке с родными даже на несколько часов. Ребенок может думать о том, что люди, к которым он привязан, могут умереть или пострадать от несчастного случая, отказываться ходить в школу и выходить из дома, бояться оставаться в одиночестве.

В избавлении от детской тревожности хорошо помогает игровая терапия, во время которой ребенок имеет возможность отыграть свои волнения и найти реальные или символические способы справиться с пугающими явлениями.

Другие статьи о детской тревожности:

Страхи у детей

Фобии у детей